История

Кыргызский народ обладает очень древней историей.

К ы р г ы з ы в I — V вв. до н.э. В первой половине 1 тысячелетия н.э. основным местом поселения кыргызов остаётся вост. сторона Тенир-Тоо. Китайские источники описывают кыргызов как соседей политического объединения тюркских родов теле (тёолёс), проживающих «на севере города Яньцинин (Кара-Шаар, т.е. Чёрного Города) возле Ак-Тоо — Белых гор». Из этих же источников можно узнать о том, что часть динлинов растворилась, ассимилировавшись среди кыргызов. В 5 в. кыргызы, как и тёолёсы, воевали против жуан-жуанов (жужан, т.е. — авар), попавших сюда из Северного Китая, но, проиграв войну, были вынуждены подчиниться этому государству. Из китайских источников известна легенда о матери-волчице. По содержанию этой легенды можно судить и о близости кыргызов с тюркским родом ашина (арслан). В ней повествуется об одном из родов тюркских народов — кыргызах, о том, что праматерью всех этих родов является волчица-мать. Синяя волчица, барс (вагда), олень у кыргызов являются тотемическими животными. Кыргызы также поклонялись Тениру (небеса — символ Тенира, т.е. Божественных небес), природным явлениям Венере, Луне, Огню.

Кыргызы, чьё этническое название с древних времён не сходит со страниц исторических летописей, на протяжении длительного исторического пути жили бок о бок, взаимовлияя, с др. тюркскими родами, ассимилируя в себе и некоторых представителей народов нетюркского происхождения Центральной и Средней Азии (по современной политической терминологии — Внутренней и Центральной Азии). Полная древняя история «восточно-тенир-тооской» эпохи кыргызов длится до конца 5 в. нашей эпохи.

Кыргызы в первой половине 1 в. до н.э. Государство хуннов во время правления Цзуйдиэхэу-шанюя в 99 г. до н.э. были подвергнуто нашествию китайских войск в Восточном Тенир-Тоо, но, оказав отпор врагу, победило его. Один из смелых китайских полководцев, пленённых в том бою, Ли Лин согласился служить в рядах хуннов. В случае возвращения в Китай он мог быть приговорён к смертной казни. Цзуйдихэу-шанюй выдаёт замуж за Ли Лина свою дочь и присваивает ему титул « чжу ки-бек — наместник западного крыла», поручает управлять кыргызским народом от имени хуннов. Ли Лин и его жена хуннского происхождения жили среди кыргызов и отличались от них внешними чертами — чёрными волосами, чёрными глазами. В 90 г. до н.э. кыргызское войско, возглавляемое Ли Лином, в составе разветвлённого крупного войска хуннов в р-не гор Кангай и Яньжань сражается против китайского войска. На стороне хуннов были кыргызы, дин-лины, турпанские войска. В результате их совместного сокрушительного удара мощное, закалённое в нашествиях войско Ханьской династии было окончательно разгромлено. Идея единого противостояния, оказания сопротивления Китаю за независимость освещаются и в эпосе «Манас». Сюжетные созвучия, отдельные мотивы эпоса «Манас» напоминают о нашей древней истории, связанной с Ли Линем. К ним можно отнести эпизоды честного служения Алмамбета кыргызскому народу, хоть он сам был китайского происхождения.

До 60-х годов до н.э. кыргызы были постоянными подданными Хуннского государства. Хуннский шанюй управлял кыргызским регионом посредством назначения представителя своей ставки. Во время восстания против хуннов в 71 г. до н.э., усунских, динлинских и ухуаньских народов, кыргызы не поддержали повстанцев. Кыргызы, прочно вошедшие в государственную систему хуннов, принимали участие в претворении в жизнь хуннской политики. Особенно заметно проявилось это в событиях 58—56 гг. до н.э. Кыргызская господствующая верхушка в 56 г. до н.э. провозглашает шанюем (правителем) всего Хуннского государства — хуннского офицера Уцзи, не имеющего никакого отношения к роду правителей. Но его войско, не поддержанное большинством народа, терпит поражение от армии Хуханье-шанюя.

Первое независимое государство кыргызов. В 56 г. до н.э., в условиях политической раздробленности Хуннского государства и ослабления централизованного управления в нём, кыргызы добиваются независимости и объявляют о своём суверенитете. Центральный регион кыргызов был расположен на севере Восточного Тенир-Тоо и между горным хребтом Боро-Хоро и Дзосотин-Элисунской степью. В исторических письменных источниках именно с этого времени впервые упоминается о кыргызском царстве (древнекитайский историк Бань Гу маленькое кыргызское государство именует термином «го» т.е. «царство»), В силу своего географического положения маленькая страна кыргызов в течение нескольких лет оставалась вне внимания хуннов и стала истоком кыргызской государственности. В 49 г. до н.э. правитель сев. хуннов Чжинчжи-шанюй разгромил царство Уцзи, расположенное около нынешнего города Манас, затем добился присоединения к своим владениям Кыргызского государства, расположенного западнее государства Уцзи, Динлинское государство, находящееся на севере от них. Чжинчжи-шанюй ненадолго обосновался в стране кыргызов, а затем, после создания коалиции с государством Кангюй, двинулся на запад. Некоторые исследователи отмечают, что отдельные группы кыргызских войск во время похода Чжинчжи-шанюя в 48—42 гг. до н.э. дошли до Таласской долины.